Беседа с митрополитом Даниилом...

По храму и маковка!

На Руси издревле бытовало такое емкое понятие; всем миром. По это­му принципу была построена наша страна, пережиты войны и беды, по нему же создана и духовная па­мять нации. Встречаясь с людьми, я вижу, что эта память и ныне жива: именно она пробуждает в нас все лучшее, что заложено в человека христианскими понятиями любви, доброты, смирения и терпения. Од­ним из тех, для кого эти понятия — основа жизни, на мой взгляд, является генеральный директор компании «Архэнгельскгражданреконструкция» Сергей Васильевич Киткин, чьими трудами с Божьей помощью древний Троицкий храм в Архангельске увенчался новыми куполами и крестами.

У Сергея Васильевича очень основательный подход к делу — в духе старинных русских традиций. Примером тому — купола Троицко­го храма. Первые маковки, сделанные для церкви ранее, оказались, на взгляд Сергея Васильевича, не совсем созвучными пропорциям здания, хотя и смотрелись неплохо. Он заказал другие купола, соответ­ствующие храмовой архитектуре. Прежние сняли и поставили новые. Они встали как родные — красота! А те, первые, вскоре отправятся в Антониево-Сийский монастырь, чтобы увенчать одну из церквей обители.

Есть такое выражение: рачитель­ный хозяин. Под ним подразуме­вается тот, кто устраивает жизнь вокруг себя с усердием, любовью и терпением. Троицкий каменный храм, один из старейших в Архан­гельске, был построен, думаю, именно так: рачительно.

Из истории известно, что возво­дили его стрельцы и гайдуки гар­низона Новодвинской крепости, ставя на месте двух старинных де­ревянных храмов, Троицкого и Бо­гоявленского, перевезенных сюда из крепости петровских времен. Пепел этих храмов, обветшавших и сожженных, по традиции был спу­щен в двинскую воду, а на их месте в 1764 году служивые люди и по­ставили каменную церковь Живоначальной Троицы. Ее возводи  с духовным тщанием и, конечно, молитвой.

Что такое храм? Это место встречи человека с Богом, встречи, которая призвана изменить человека к лучшему — к пробуждению в его душе света, к добру, теплоте 1 сердечности. В этих качествах человеческой души — основа незыблемости нашей нации, силы государства.

Писатель Сергей Аксаков в своих трудах отметил: «Прогресс без Бога — это регресс». Есть над чем задуматься... Мне искренне хочется, чтобы новые купола на Троицком храме своим светом напоминала людям о том, что есть вечные ценности, не измеримые никакими материальными благами.

 

Генетика веры

Церковный купол — это главка венчающая храм. В самом это слове заключен глубокий смысл! «Главка» — это глава, голова, вер­шина, венец, украшающий стройное творение духа. Это отражение Небес, высокий образ главенства духовного начала. Об этом надо знать, и это надо помнить.

 

Отсутствие купола — это ар­хитектурная неполнота, а с нрав­ственной точки зрения — «усеченность» духа.

Не случайно во времена бого­борчества с храмов первым делом сбрасывали купола, кресты и ко­локола то, что венчало церкви. Лишенные «вершины» здания под воздействием непогоды рушатся, а вместе с ними рушится и строй­ность человеческой жизни. Душа храм Божий в человеке — рассы­пается по кирпичикам, а пустоты заполняют вседозволенность, сму­та и разлад.

Очевидцы рассказывают, что ког­да в победном 1945 году впервые за десятилетия вновь зазвонили ко­локола Троице-Сергиевой Лавры, плакали даже неверующие люди! Плакали и удивлялись своим свет­лым слезам, не понимая, что в них просыпается неистребимая генети­ческая память, идущая от предков. Человек может оставить веру, но душа его — от природы христиан­ка. И сколько этому подтвержде­ний! Душа всегда сохраняет готов­ность открыться свету и добру.

 

Зрячая душа

Помню, как иностранцы, приез­жавшие в Лавру в восьмидесятых годах, видя небогатое житье наших людей, удивлялись красоте право­славных церквей. Они не могли по­нять: почему такое несоответствие между уровнем жизни населения и величеством храмов? А все просто: духовно-нравственные ценности в нашем народе всегда ставились выше материальных. Ведь даже на бытовом уровне мы поступаем именно так, отдавая гостю, товари­щу, а порой и поверженному врагу самое лучшее, хоть и последнее...

Это духовно зрячее русское мило­сердие обезоруживает и обнимает своей любовью, побеждая слепую ненависть. Вера, идущая из глуби­ны веков нашей истории, воспи­танная на христианской культуре, создала общенародный дух. При­сутствие духовности — это отличительный признак нашей нации. Ее отсутствие — признак толпы, кото­рой легко манипулировать.

 

Приоритет духа

Духовный человек, каким я с полным правом называю Сергея Васильевича Киткина, живет тра­дициями своего народа. Благодаря таким людям до нас дошли памят­ники древнерусского зодчества, твердыни православной культуры, духовные артефакты, вобравшие в себя живую веру многих и многих поколений наших предков. Самое удивительное, что эти люди, каза­лось бы, с младых ногтей оторван­ные от этой веры, не утратили ее в своих сердцах. И вера эта — зрима, она — в сиянии куполов Троицко­го храма в Архангельске. Это — в частности. А в целом таких подвиж­ников, как Киткин, несущих свет в нашу жизнь, много. И это радует! В основе их благого служения — вы­сокая цельность натуры, желание быть полезными.

Дай Бог, чтобы людей, таких, как Сергей Васильевич Киткин, на Се­вере и в России год от года станови­лось все больше и больше.

Беседовали: Игорь СЛОБОДЯНЮК, Алексей СУХАНОВСКИЙ Фото авторов, из фототеки Архангельской митрополии

 


Назад к списку