Священник Артемий Ведерников встретился с педагогами Вельска

14 Февраль 2013

В минувший понедельник, в городе Вельске состоялся  цикл встреч педагогов школ района с руководителем Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, иереем Артемием  Ведерниковым. Такие беседы с учителями русского языка и литературы, истории, основ православной культуры давно стали традиционными и проводятся регулярно уже более двух лет.

Батюшка прочитал работникам образования лекцию «О духовно-нравственных основах образования». По окончании выступления, иерей Артемий ответил на вопросы преподавателей. Учителя-словесники и педагоги ОПК интересовались сложностями и проблемами, связанными с процессом введением модуля «Основы Православной Культуры» в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отец Артемий объяснил учителям принципы культурологического подхода, к изложению основ православия. «Основы…», по словам батюшки, не ставят своей целью воспитание в вере, не включают обрядов и Таинств. Курс носит светский, культурологический характер, преследующий цели обучения, воспитания и общего развития школьника. ОПК не вторгается в круг чисто духовных вопросов, предлагая лишь познакомиться с основой, образующей отечественную культуру и историю. Без такого базиса становится невозможным изучение школьного курса русской литературы, истории, музыки и пр.

Отец Артемий рассказал о перспективах сотрудничества государства и Церкви, при условии соблюдения принципа свободы совести. В основе таких отношений, должна быть положена, по словам священника, ответственность за духовно-нравственное состояние, как общества в целом, так и, в особенности, подрастающего поколения.

Еще более значительный интерес педагогов вызвала вторая лекция руководителя ЕОРОиК: «Православие в характере русского народа». По окончании ее у преподавателей, опять же, была возможность задать свои вопросы батюшке. Среди прочего, учителя спрашивали о роли личности педагога, в деле преподавания ОПК и других предметов гуманитарного цикла, несущих  выраженную воспитательную составляющую. Конечно, РПЦ хотелось бы, чтобы преподаватели основ православной культуры крепко стояли в Ее духовной традиции. К сожалению, понятно, что сегодня, ожидать этого от каждого учителя невозможно.

Необычайно значительным в деле преподавания ОПК становится фактор личности преподавателя. Вести данный предмет должен не просто профессиональный учитель, но человек, обладающий определенным житейским опытом, способный  стать для ребят нравственным ориентиром. Батюшка считает, что обязанности педагога не ограничиваются вверенным ему учебным предметом: любой учитель, по его мнению, должен стремиться сохранять и укреплять нравственное здоровье детей. Для учителя ОПК этот  принцип становится во многом определяющим.

Высказывания иерея Артемия, привели многих педагогов к мысли о необходимости включения их в церковную жизнь.  Для учителя ОПК, неучастие в Таинствах и богослужениях,   непогруженность в традиции и историю Церкви становится настоящей педагогической проблемой. Рано или поздно, такой педагог столкнется со школьниками, воспитывающимися в воцерковленных семьях и обладающими, в силу этого, более глубокими знаниями в области православия. Эта ситуация несет опасность как для ученика – стимулируя в нем высокомерие, так и для учителя, обязанного сохранять свой учительский авторитет. Педагог обязан, по мнению отца Артемия,  поддерживать уважение к себе учеников и все время  обучения оставаться их научным идеалом.

По окончании беседы, учителя представили руководителю ЕОРОиК для ознакомления и рецензирования свои методические разработки по ОПК. По словам отца Артемия, не может не радовать столь творческий и основательный подход  к новому предмету в Вельском районе.

Темой встречи священника с учителями истории стал вопрос преподавания истории православия и других религий.  Педагоги обсуждали возможность выработки подхода к изложению зарождения и развития буддизма, протестантизма, католицизма, и др. учений не унижая их и не говоря о ложности данных религий.  В основе концепции, предложенной отцом Артемием, лежит опять же, необходимость укоренённости преподавателя в православной культуре. Только это позволит, сохраняя уважение к инославным и иноверным исповеданиям, и удерживаясь в рамках культурологического подхода, выразить бережное отношение к своей, православной Церкви.

Выражая благодарность о.Артемию, педагоги просили батюшку чаще приезжать в Вельский район для проведения подобных встреч. Сформировался уже и круг вопросов будущих лекций: учителя выразили пожелание узнать мнение Церкви о Расколе, историю спора двух духовных течений – «иосифлян» и «нестяжателей» на рубеже XV – XVI столетий и мн. др.

В завершение миссионерской поездки в Вельск, руководитель ЕОРОиК провел занятие в Воскресной школе для взрослых. Слушатели интересовались прошедшим недавно Архиерейским Собором и принятыми на нем документами, беседовали с батюшкой    о воспитании детей в общинной жизни Церкви, обсуждали тему ответственности каждого прихожанина за жизнь своего прихода.

Стоит напомнить, что именно отец Артемий начал широкомасштабное движение по открытию Воскресных школ для взрослых в Архангельской и Холмогорской Епархии. Вельская школа, являющаяся самой крупной в Митрополии, также была основана батюшкой. На сегодня ее слушателями являются более 70 человек.



назад к списку новостей